Неврозы у детей и подростков захаров а и



неврозы у детей и подростков захаров а и

Захаров А.И. «Неврозы у детей и психотерапия».

Структура семьи при неврозах.

1. Семья невротика, как правило, является семьей с доминирующим членом семьи (чаще мать). Схема доминирующих семейных отношений:

2. Мать преломляет, видоизменяет действия отца на воспитание, авторитарный тип лидерства. Схема доминирования воспитательных воздействий:

Отец --- мать --- ребенок

3. Возникает конфликтная обстановка, если другой член семьи пытается тоже быть активным в воспитании:

(еще к ребенку стрелки от отца и матери, не нашла тут, как это делать;) )

Преемственность отклонений в воспитании в прародительской и родительской семье.

Воспитание в семье претерпевает определенные изменения в жизни нескольких поколений, что способно отражать динамику общества, становлении семьи, а также стечение жизненных обстоятельств. Не менее существенным будет рассмотрение тех аспектов семейных отношений, ко¬торые сохраняются в прародительской и родительской се¬мье, нарушая развитие характера и способствуя появлению неврозов как психогенных заболеваний личности. В данной связи изучено 155 семей детей с неврозами, включая отно¬шения в прародительских семьях (у матерей и отцов в дет¬стве) и родительских семьях (отношения с детьми). Иссле¬довались базисные параметры воспитания в виде заботы и контроля (типа дисциплины), а также конкретный характер обращения с детьми (аффективность, стимуляция-подгонка, порицание, беспокойство, требовательность, выражение любви, уступчивость, запреты). Получены следующие выводы:
1. Степень заботы (гиперопека, средняя степень, гипоо-пека) достоверно чаще воспроизводится по женской, а не мужской линии в семье. Это означает, что эмоциональное отношение матери супруги и супруга (в их детстве) получа¬ет более частое отражение в отношениях с детьми в настоя¬щем, чем отношение отца в детстве супругов. Таким обра¬зом, заботу можно считать прерогативой материнского от¬ношения в семье. Вместе с тем при конфликтах в прароди¬тельской семье матери могут обнаруживать и компенсатор¬но более выраженную заботу.
2. Воспроизводство родительского контроля в двух по¬колениях относится только к строгой дисциплине (преобла¬данию ограничений), имевшей место у матери к девочкам и отца к мальчикам в прародительской семье. В этом случае родители также проявляют большую строгость к своим де¬тям. Идентичность пола родителей и детей при передаче контроля не случайна, поскольку срабатывает психологи¬ческий механизм идентификации с ролью родителя того же пола.
3. Подобно заботе, из прародительской в родительскую семью передаются по женской линии такие характеристики отношения к детям, как повышенное беспокойство, аффек¬тивность (крики, нервные срывы), чрезмерное стимулиро¬вание (подгонка) и частые порицания. В прародительской семье перечисленные отклонения воспитания чаще всего встречаются в отношении матери (бабушки в настоящем) с дочерью (матери сейчас). В сочетании с авторитарностью бабушки и излишне строгой дисциплиной с ее стороны это порождает неблагоприятные личностные и невротические изменения в формировании девочки как будущей женщины и матери.
4. Эмоциональная сдержанность в выражении чувств любви, шире — эмоциональная неотзывчивость, наиболее представлена по мужской линии в прародительских и родительских семьях (в первую очередь у девочек). Именно у девочек это создает эмоциональный дефицит любви, что потом невротически восполняется в отношениях с мужем, делая их аффективно заостренными и неустойчивыми.
5. В целом можно считать неврозы у детей клинико-психологической моделью избыточного и одновременно неадек¬ватного (женского) влияния в семье при недостаточной эмо¬циональной включенности в отношения с детьми со сторо¬ны отцов (феномен психической или эмоциональной депривации).
Выявленные внутрисемейные каналы передачи нормаль¬ных и отклоняющихся типов воспитания позволяют более определенно дифференцировать мужское и женское влияние в семейных отношениях и обоснованно подходить к психо¬логической коррекции и психотерапии невротических рас¬стройств личности у детей и взрослых.

Семья представляет собой первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе. В подростковом возрасте семья продолжает играть ключевую роль в психологическом становлении ребенка, осуществляя следующие функции:
Подробности на сайте

В.Л. Леви [2004] рассматривает любовь как психологическое состояние, выражающееся во влечении одного человека к другому, причем влечение это в значительном количестве случаев не является взаимным. Отсутствие взаимности является фактором, причиняющим страдание. Состояние это зачастую посещает человека внезапно, оно чаще всего не зависит ни от воли человека, испытывающего это состояние, ни от воли того человека, к которому испытывается любовь.
Подробности на сайте

«Родительские» и «педагогические» установки родителей-учителей слабо дифференцированы по стремлению к диктату. Причем, в профессиональной деятельности учителя занимают менее авторитарную позицию, чем в семье. В то время как, с учениками учителя начинают допускать сотрудничество, собственных детей они предпочитают опекать. Во-вторых, родители, которые не имеют профессиональных педагогических знаний и опыта педагогической деятельности имеют более гармоничные установки на воспитание детей. В-третьих, в отличие от своих коллег, воспитывающих собственных детей, учителя, не имеющие родительского опыта, в большей степени ориентированы на диктат и меньше допускают опеки и сотрудничества.
Подробности на сайте

Захаров, Александр Иванович

Александр Иванович Захаров (12.10.1940 - 1.06.2008) - доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Александр Иванович родился 12 октября 1940 г. прошел путь от врача-педиатра до доктора психологических наук, профессора. Свою научную деятельность А.И.Захаров начал под руководством проф. С.С. Либиха и проф. В.К. Мягер. В 1976 г. он защитил кандидатскую диссертацию в ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева на тему «Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах у детей и подростков», а в 1992 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы происхождения и психотерапии неврозов у детей».

Александр Иванович одним из первых в отечественной психотерапии стал применять наряду с гипносуггестивными методами, которыми он прекрасно владел, приемы психодрамы и арттерапии при лечение неврозов у детей.

Научные исследования А.И.Захарова посвящены детской и семейной психологии и психотерапии. Им опубликовано более 100 научных трудов, из которых около 40 монографий. Научные труды А.И. Захарова хорошо известны и пользуются огромной популярностью в психологической среде Санкт-Петербурга, России и за рубежом. А.И. Захаров подготовил 10 кандидатов наук, он также являлся научным консультантом многих кандидатских и докторских диссертаций. Многие из его учеников, студентов, аспирантов, которые проводили свои первые научные исследования под его руководством, в настоящее время работают практическими психологами, оказывают психологическую помощь детям и взрослым.

Долгие годы работы А.И. Захарова связаны с РГПУ им. А.И. Герцена: с кафедрой физического и психического здоровья детей, с кафедрой практической психологии, а с 1993 г. - с кафедрой психологической помощи. А.И. Захаров уделял большое внимание подготовке студентов и магистров на кафедре, им разработаны многие учебные дисциплины, среди которых «Неврозы и психотерапия», «Психопатия», «Психологическая помощь при неврозах», «Психотерапия неврозов и страхов у детей».

Книги

«Неврозы у детей и подростков»

Рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

«Психотерапия неврозов у детей и подростков»

Подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

«Дневные и ночные страхи у детей»

В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.

Развитие темы

Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез

Оглавление

В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

Неврозы у детей и подростков #151; самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы #151; это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений #151; прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Источники: http://pishem.net/page-id-58.html, http://www.psychologos.ru/articles/view/zaharovzpt_aleksandr_ivanovich, http://padaread.com/?book=15828




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением



Уголок врача

Новое на сайте

Дисгидротическая экзема на пальцах рук лечение

дисгидротическая экзема на пальцах рук лечение Распространенность далее...

Болит спина в пояснице что делать

болит спина в пояснице что делать Боль в далее...

Кофе вред или польза для здоровья

кофе вред или польза для здоровья Какой может далее...

Как хранить мед в домашних условиях

как хранить мед в домашних условиях Как далее...

Популярные

Еще по теме

Повышен белок в крови что это значит

повышен белок в крови что это значит Повышенный далее...

Лекарства из алоэ в домашних условиях

лекарства из алоэ в домашних условиях Алоэ – далее...

Причины отёка ног у женщин

причины отёка ног у женщин Отекают ноги далее...